Ничего не найдено по вашему запросу

В древнерусской иконописной традиции, окончательно сложившейся в XV веке, условно говоря, существуют три иконографических варианта образа «Благовещения Пресвятой Богородицы». Один из этих типов напрямую связан с событием, описанным в евангелии от Луки, а два других имеют ряд характерных деталей, заимствованных из апокрифических описаний данного события.

Первый вариант представляет собой т.н. «Благовещение с Младенцем во чреве», ярким примером которого является «Устюжское Благовещение» (XII в.). Данный извод призван отразить идею непорочного зачатия Девы Марии. Небесная полусфера с изображением Господа Саваофа, благовествующий Ангел, смиренно стоящая перед ним Приснодева, слегка касающаяся десницей маленькой фигурки Спаса Эммануила, а также отсутствие конкретного места действия, - все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения.

Наиболее распространенный тип в иконографии праздника представляет собой «Благовещение с пряжей». Именно эту икону помещают на Царских вратах, открывающих доступ в алтарь, к святому престолу. Подобным расположением сюжета Благовещения проводится важная параллель между Боговоплощением, произошедшем в таинстве благовествования Деве Марии, и Святыми Дарами Христовыми, которые мы можем вкушать в Причастии. Царские врата в данном контексте служат своеобразным символом Пресвятой Богородицы, напоминая об образе «врат заключенных, которыми входит Господь» из ветхозаветного текста пророка Иезекииля (Иез. 44,2). Следует также отметить, что сам образ прядения в иконах данного типа почти буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» - плоти Христовой от чистых и девственных кровей Богородицы.

В древнерусской станковой иконописи сюжет «Благовещения с пряжей» изображается, как правило на фоне конструкций дома, выступающего знаком того, что Дева стала Богоносной палатой, поскольку через Нее совершилось человеческое воплощение Бога. Сама Богоматерь изображается сидящей на обширном троне-престоле. Сверху архитектурных кулис в изображениях данного типа пишется багряный велум (завеса), соединяющий два строения. Изображение завесы выступает здесь символом связи Ветхого и Нового Заветов и в то же время напоминанием об искуплении человеческого рода Кровью Христовой.

Наконец, третий тип «Благовещения» - это извод «Благовещение у кладезя», который используется, в основном, в храмовой стенописи в составе богородичного цикла. Согласно апокрифическим источникам, Дева Мария, набирая воду из колодца, услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах», вследствие чего изображение данного момента обычно называют «предблаговещением». Прекрасный высокохудожественный образец данного типа находится в составе т.н. «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданного мастером Дионисием в 1502-1503 гг.

В древнерусской иконописной традиции, окончательно сложившейся в XV веке, условно говоря, существуют три иконографических варианта образа «Благовещения Пресвятой Богородицы». Один из этих типов... Подробнее »
Закрыть

В древнерусской иконописной традиции, окончательно сложившейся в XV веке, условно говоря, существуют три иконографических варианта образа «Благовещения Пресвятой Богородицы». Один из этих типов напрямую связан с событием, описанным в евангелии от Луки, а два других имеют ряд характерных деталей, заимствованных из апокрифических описаний данного события.

Первый вариант представляет собой т.н. «Благовещение с Младенцем во чреве», ярким примером которого является «Устюжское Благовещение» (XII в.). Данный извод призван отразить идею непорочного зачатия Девы Марии. Небесная полусфера с изображением Господа Саваофа, благовествующий Ангел, смиренно стоящая перед ним Приснодева, слегка касающаяся десницей маленькой фигурки Спаса Эммануила, а также отсутствие конкретного места действия, - все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения.

Наиболее распространенный тип в иконографии праздника представляет собой «Благовещение с пряжей». Именно эту икону помещают на Царских вратах, открывающих доступ в алтарь, к святому престолу. Подобным расположением сюжета Благовещения проводится важная параллель между Боговоплощением, произошедшем в таинстве благовествования Деве Марии, и Святыми Дарами Христовыми, которые мы можем вкушать в Причастии. Царские врата в данном контексте служат своеобразным символом Пресвятой Богородицы, напоминая об образе «врат заключенных, которыми входит Господь» из ветхозаветного текста пророка Иезекииля (Иез. 44,2). Следует также отметить, что сам образ прядения в иконах данного типа почти буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» - плоти Христовой от чистых и девственных кровей Богородицы.

В древнерусской станковой иконописи сюжет «Благовещения с пряжей» изображается, как правило на фоне конструкций дома, выступающего знаком того, что Дева стала Богоносной палатой, поскольку через Нее совершилось человеческое воплощение Бога. Сама Богоматерь изображается сидящей на обширном троне-престоле. Сверху архитектурных кулис в изображениях данного типа пишется багряный велум (завеса), соединяющий два строения. Изображение завесы выступает здесь символом связи Ветхого и Нового Заветов и в то же время напоминанием об искуплении человеческого рода Кровью Христовой.

Наконец, третий тип «Благовещения» - это извод «Благовещение у кладезя», который используется, в основном, в храмовой стенописи в составе богородичного цикла. Согласно апокрифическим источникам, Дева Мария, набирая воду из колодца, услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах», вследствие чего изображение данного момента обычно называют «предблаговещением». Прекрасный высокохудожественный образец данного типа находится в составе т.н. «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданного мастером Дионисием в 1502-1503 гг.

Просмотренные товары